Рыбацкая лодка поморов

Петр", на которой царь ходил в горло Белого моря к устью реки Поной. Через год Петр I снова в Архангельске, где на той же Соломбальской верфи был закончен пушечный корабль "Апостол Павел". В дополнение к "Св. Петру", построенному в Голландии, "Св. Пророчеству" и купленному у англичан транспорту "Фламов" образовалась первая русская военная флотилия на Белом море. Казенная Соломбальская верфь в Архангельске к третьему приезду Петра I в мае года спустила на воду фрегат "Курьер" и бригантину "Святой Илия". На частной верфи братьев Бажениных, куда сам царь явился на церемонию спуска, были построены два фрегата — "Св. Излишне говорить о вкладе Поморья в победу над шведами на Балтике, да и само основание Санкт-Петербурга начиналось с кораблей, построенных на Беломорье. На том месте, где беломорская флотилия начала волок к Финскому заливу, нет пышных памятников, лишь деревянный крест да народная молва о "государственной дороге" к Онежскому озеру, по которому нынче проходит Беломорско-Балтийский водный путь. Не ослабела, а возросла роль Поморья в последующие годы петровских реформ, и до наших дней докатилась молва о смелых, искусных поморах. Кроме того, в это время наблюдается сильное сокращение звериного поголовья в Белом и Баренцевом морях. Для зверобойного промысла поморы объединялись в артель по человек. При совместном ведении промысла артелей объединялись в более крупную хозяйственную структуру - ромшу, во главе которой стоял юровщик. Юровщик выбирался из наиболее авторитетных кормщиков. Ромши могли войти в состав еще более крупного хозяйственно-промыслового объединения бурсы. В таком случае всем промыслом заправлял главный юровщик - атаман. Рядовые промышленники, как правило, были покрутчиками - наемниками, которых хозяева обеспечивали орудиями промысла, одеждой и едой. Большая часть добытого зверя доставалась хозяину, примерно треть самому промышленнику. Снаряжение прокрутчика состояло из одежды, промысловых орудий и провизии. К промысловой одежде предъявлялись особые требования: Каждый промышленник имел валенки-катанки, длинные кожаные сапоги бахилы, меховую рубаху мехом внутрь - малицу, длинную меховую рубаху мехом наружу олений совик, меховое одеяло одевальницу, шерстяные чулки и меховые руковицы. В собственности артели находилось буйно - парусина, которую натягивали на лодку, если приходилось ночевать прямо на льду. Для охоты на гренландского тюленя использовали ружья кремневки, позднее берданки и замковые ружья. Бельков и серок били кокотами - специальными баграми с утолщением на конце.

Это делалось для того, чтобы не повредить ценный мех. Наряду с охотой на тюленя в XIX в. Ценность представляли сало, мясо и кожа зверя, в особенности же сало, которое при горении почти не коптило. Промысел белухи вели в основном летом - в июле и августе. Промышленники создавали объединение на основе двух артелей по 5 7 человек в каждой. Лов велся закидными и ставными неводами длиной до м и шириной до 10 м. У каждой артели, кроме невода имелись гарпуны кутила или остроги носки, ружья и рогатины спицы. С развитием морских и речных промыслов тесно связано совершенствование судостроения. Строительством промысловых судов -крупных и мелких занимались в Поморье практически повсеместно. Лишь на океанских промыслах еще сохранялись шняки, раньшины и лодьи. С середины XIX в. Однако их имели лишь крупные промышленники и купцы, которых среди поморов было меньшинство. В основном же поморы продолжали строить и использовать на разных промыслах традиционные суда: Для прибрежного морского и речного промыслов использовались карбасы. Первое упоминание об этом типе судна в Поморье относится к XV в. Вероятно, они строились и раньше. Название этого судна имеет древние истоки. Еще в г. С вепсского кагбаг и финского капгаз языков переводится как большая гребная лодка. Промысловые карбасы подразделялись по назначению и размеру на несколько типов: На карбасах, как правило, ставились две мачты передняя крепилась к форштевню, на ней поднимался прямой носовой парус помор. Немного в корму от миделя ставилась вторая мачта с большим парусом. Для гребли служили 6 8 весел на весновальном, весла на тонском карбасах. С целью предохранения корпуса от сжатия льдами судну предавалась яйцевидная форма.

Лодка поморов

Зверобойные лодки предназначались для промысла тюленя, проводимого в марте апреле жителями Зимнего берега. На побережье Белого моря такой тип лодок называют стрелебна или стрельная, от поморского названия припайного льда - стрельна. Лодка отличалась небольшими размерами и легкостью. Ее длина составляла от 3 до 6 м, ширина м, высота 0, м. Обшивка лодки изготавливалась из полудюймовых досок, которые прибивались железными гвоздями к 4 еловым шпангоутам-опругам, располагавшимся на расстоянии до 0,7 м друг от друга. Федоровский вытесывает из ствола форштевень с частью киля. Информация об изображении Так подгоняют шпангоут к обшивке.

Рыболовный и зверобойный промысел поморов

Дочь леса красного, Возраста досельного, Много путем ходит, А следа не родит. Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление Проекты: Богославского, составляла до 10 рублей серебром. Срок службы — лет Богославский П. Несколько иначе конструкцию лодки описывает И. По его данным, в начале XX в. Их длина составляла около см, наибольшая ширина — см, глубина — 70 см. Таким образом, доски обшивки обоих бортов сходились только нижними углами. У верхнего края болваны имели отверстия, в которые продевалась веревка диаметром около 2 дюймов. С внутренней части лодки веревка завязывалась узлом, а с внешней образовывала петлю. Она служила для тяги лодки по полыньям и льду. Крен крепился в центральной части днища, чуть ближе к носу. Его ширина составляла около 3 см, высота — 14 в центре , постепенно сходящая на нет к носу и корме. Шпангоуты лодки всего около 25 изготавливали из тонких осиновых веток и устанавливали близко друг к другу. Частая посадка опруг и их маленькая толщина в совокупное с креплением эластичным веревочным швом и упругостью бортовых досок придавали лодке особую гибкость и прочность. Каждый третий шпангоут считая от кормы делался усиленным и имел большую толщину. Четвертый упруг опруг считая от носа в верхней части расширялся и имел форму лопатки. В плоскости лопатки, через бортовую доску, просверливалось три отверстия, располагающихся треугольником. Последний представлял собой жердь длиною около 2,5 м, и толщиной 20—21 см в Центральной части, сужающейся на концах до толщины удобной для ладони. Для этой операции требовалось 3 человека. В лодке устраивалось 2 банки — носовая и кормовая, крепились две пары кочетов под весла. Кочеты устраивались в передней и задней четвертях общей длины лодки. Внутренняя поверхность осиновки смолилась сплошь, внешняя только в днищевой части. Борта и болваны красились белилами под цвет льда. Провизия промышленников укладывалась в специальный ящик длинной в аршин и шириной в полуаршин, обитый для предотвращения в него воды брезентом.

Стоимость осиновки, строившейся практически во всех деревнях Зимнего берега в начале XX в. Описание осиновки встречается и в книге С. Эти лодки выдалбливаются в Березинке вверх по р. Мезени и в два набоя надшиваются еловыми досками. Причем наращивание бортов производится на месте, самим хозяином промысла. К килю лодки пришивается один крен и по обеим его сторонам по одному бруску. Шпангоуты-опруги выстругиваются из палок толщиной около 5 см и пришиваются стяжками. Длина осинки — 3,5 саж. Используются они на Устинских промыслах. Осиновки меньших размеров, длиной до 2,5 саж. Они используются на малых реках или небольших озерах и предназначены для 2 человек Максимов С.

  • Приманка цикада с одним крючком
  • Профи магазин рыбалка
  • Моторная лодка прошла некоторое расстояние против течения реки и сразу
  • Платная рыбалка в велегоже
  • Одно из первых упоминаний о карбасе встречается в описи Соловецкого монастыря. По мнению ряда исследователей, карбас появился не ранее XV в. Бернштам считает, что карбасы берут свое начало от долбленок, на которые со временем нашивались борта Бернштам Т. Как известно, при строительстве как лодок, так и крупных судов, поморские мастера не пользовались чертежами и руководствовались при шитье только навыком и архитектурным чутьем. В связи с этим за многие века даже в соседних деревнях сформировался свой собственный тип карбаса. Например, в Онежском районе основным центром шитья карбасов было село Чижиково. Более того, у каждого мастера, в зависимости от опыта и условий, выходил свой карбас. Поэтому неудивительно, что однотипные суда имели порой значительные различия. Не следует забывать и об укоренившихся традициях — о местной манере постройки, которые свято соблюдались на Севере.

    Рыболовная лодка у поморов 5 букв сканворд

    Беломорские берега — Зимний, Летний, Терский, Кемский — вносили в облик и конструкцию карбаса свои особенности. Постепенно карбас Поморья распространяется и в Восточную Сибирь, где также приобретает свои характерные, локальные черты.

    рыбацкая лодка поморов

    Рисунки с натуры и чертежи типичных карбасов впервые были выполнены в середине XIX в. Эта работа является основополагающей по типологии русских традиционных судов. В последующее время натурные исследования этнографические, археологические в области изучения поморского лодочного производства носят эпизодический и поверхностно-описательский характер. Поэтому, на сегодняшний день особенности ранних типов карбасов можно проследить в большей степени по письменным и изобразительным источникам, а также по более поздним свидетельствам писателей-этнографов, краеведов, журналистов. Несколько упрощает исследования северного традиционного судостроения и то, что архитектура судов была архаична и мало изменялась во времени. Прежде чем перейти к рассмотрению основных разновидностей карбасов, отметим, что в Поморье любое небольшое парусное судно местного производства часто называют карбасом.

    рыбацкая лодка поморов

    Этот термин приобрел весьма широкое, обобщающее употребление, как, скажем, корабль. Он может быть большим или малым, палубным или беспалубным, иметь различноепарусное вооружение и т. Но, несмотря на различия, он все же остается кораблем более или менее определенного типа. Тоже относится и к одной из разновидностей карбаса — так называемому поморскому карбасу, который в настоящее время стал собирательным образом всех беломорских лодок, хотя до середины XX в. Он достигал длины до 40 футов, ширины до 7 футов и глубины до 5 футов. Строились карбаса в г. Холмогорах и на Летнем берегу, в основном в деревнях Красногорской и Лопшенге. По конструкции поморский карбас схож с холмогорским см.

    рыбацкая лодка поморов

    Поморский карбас имел палубу, внутреннюю и внешнюю обшивки, 2 мачты и бушприт без кливера. Передняя мачта ставилась к голове стема, к которому и прикреплялась. На этой мачте поднимали носовой парус прямой рейковый. Вторая мачта устанавливалась почти посередине судна чуть ближе к корме и также вооружалась прямым рейко-вым парусом. Судно снабжалось 2 помпами и якорем — кошкой весом до 8 пудов. Подводная часть поморского карбаса как внутренняя, так и внешняя смолилась, надводная же часть и мачты красились в красный цвет. Верхняя часть бортов — в черный или зеленый. Команда судна составляла не более 3 человек. Использовались суда для перевозки в Архангельск сала, звериных кож, соли и т. Стоимость поморского карбаса в середине XIX в. Как отмечалось выше, карбасы отличаются по месту их строительства и району плавания, что привносит в их конструкцию характерные для тех или иных условий плавания особенности. По месту строительства карбасы разделялись на холмогорские, долгощельские, койдинские, мезенские, пустозерские и пр. Холмогорские или двинские карбасы были самыми крупными. Имели каюту на корме и два шпринтовых паруса. Строились они в основном в Холмогорском уезде, преимущественно близ села Емецко-го верст от Холмогор вверх по Двине , в селениях Хаврогорском 8 верст от Холмогор и Прилуцком 5 верст. Выполнялись они, как правило, на заказ редко на волю и по месту отделки иногда назывались городскими Белиенко В. Холмогорские карбасы имели длину не менее 10,7 м и поднимали грузу до пудов. Обычно длина кормовой надстройки-каюты для кормщика болок не превышала трети длины корпуса. Карбас имел по две пары весел, двашпринтовых паруса и стоил в середине XIX в. У холмогорских карбасов имелась внутренняя обшивка и один якорь-кошка весом пуда с пеньковым канатом длиною саж. На таких грузовых карбасах доставляли в Архангельск уголь, дрова, смолу, известь, булыжный камень и другие строительные материалы. Койдинские карбасы имели плоскую обрезную корму, а долгощельские — заостренную. Причем носовые скулы разводились чуть больше кормовых. Примерами долгощельских карбасов могут служить лодки из собраний краеведческого музея в Архангельске и Соловецкого государственного историко-архи-тектурного музея заповедника см. Аналогичная по форме и размерам лодка экспонируется в музее г. Она была найдена около г. По предположению норвежских исследователей судно было построено на Севере России и использовалось в пределах региона, примыкавшего к г. Лодка имеет длину в чистоте — 4,5 м, ширину — 1,35 м. Основу ее конструкции составляет широкая днищевая доска долбленая основа с некоторым подъемом к штевням. Нос и корма лодки транцевые, выполнены из расширяющихся к верху досок.

    Лодка имеет наружный привальный брус. Обшивка корпуса выполнена из 3 рядов цельных досок.

    рыбацкая лодка поморов

    Крепление отдельных элементов бортов лодки осуществлено с помощью металлических гвоздей, а обшивки со шпангоутами — с использованием пеньковых веревок Спп5Т. Мезенский карбас шили без киля. Это связано с заиленностью местных берегов. Однако, отсутствие киля не позволяло судну идти круто к ветру. Он имел длину ,5 м и ширину — 1,,5 м. Шпация составляла см, транец и форшпигель из доски мм. Киль выгибался из доски такой же ширины, как и дос-.

    Игорь 14.12.2017

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *